Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Шабага И. Славься, император! Латинские панегирики от Диоклетиана до Феодосия

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I
ПАНЕГИРИЧЕСКИЙ ЖАНР В АНТИЧНОСТИ
1. Панегирический жанр в Древней Греции и Риме

Слово “панегирик” происходит от древнегреческого прилагательного panegyricos (pan — весь и ageiro — собирать, созывать) — “праздничный, связанный е устройством всенародного праздника, произносимый на народном собрании”.
Его современное значение — похвальная речь в честь кого-либо или чего-либо — возникло не сразу. Впервые, насколько нам известно, термин “панегирик” в смысле “похвальное слово в торжественном всенародном собрании” был использован знаменитым греческим оратором, основателем первой в Афинах риторской школы Исократом (436-338 гг. до н.э.)1. Панегириком2 называется и политическая речь этого оратора, произнесенная, или прочитанная3, в 380 г. до н.э. В ней Исократ прославляет Афины и призывает греческие общины к объединению под руководством Афин и Спарты для борьбы с персами.
Собственно, хвалебные речи в честь богов или людей назывались в Греции энкомиями (соотв. латинскому термину laudatio), в которых прославлялись, главным образом, мифологические герои и их добродетели. Энкомии оказали большое влияние на развитие биографического жанра античности. Ярким примером этого типа речей может служить энкомий Исократа “Эвагор”, во многом послуживший образцом для позднейших хвалебных речей. “Эвагор” построен по четкому плану: в его начале восхваляются предки критского правителя, затем излагаются основные события жизни самого Эвагора и дается хвалебная характеристика его личности. Особой заслугой Исократа является создание большого периода (сложного предложения, в котором придаточное предложение или ставится впереди главного, или же одно либо несколько придаточных предложений вводятся в главное). Исократовский период четко разделен со-
Ю
дсржательно и формально и оформлен ритмически (особенно в начале и конце фразы)4.
Разрабатывая теорию красноречия, Исократ определил те качества, которыми должна обладать хорошо составленная 1>счь:“Лучшими из речей я признаю те, которые посвящены наи(юлее важным вопросам, наиболее ярко характеризуют ораторов и приносят наибольшую пользу слушателям”5.
Младший современник Исократа Аристотель (384-332 гг. до и. э.) хотя и не рассматривал панегирики как отдельный жанр, выделил основные признаки похвальных речей: наличие многочисленных риторических приемов, особенно преувеличений, и необходимость обращать особое внимание читателей (или слушателей) на те обстоятельства, которые указывают на достоинства іюсхваляемого лица, лишь вскользь останавливаясь на всем известных фактах6. Эти приемы, в частности, широко используются и галльских панегириках.
Пристальное изучение теории похвального красноречия начинается с Эпикура (342/341 — 272/271 гг. до н.э.), однако ни ему, пи его последователям не удалось дать ясного определения панегирического жанра. Выделение панегириков в отдельный вид похвальных речей впервые встречается у Филодема ( 110 — 40/35 гг. до н.э.), который четко разделяет eidos demegoricon (род политического красноречия), dicanicon (род оправдательного красноречия) и panegyгісоп (род хвалебного красноречия)7.
В Риме панегирический жанр стал бурно развиваться с конца Республики. Огромное влияние на него оказали древнегреческие образцы, однако и на римской почве жанр хвалебных речей имел свою долгую историю.
Так, в Риме издавна были распространены надгробные речи (laudationes fimebres), которые произносились во время похорон знатного лица и содержали похвалу высоким моральным и гражданским качествам умершего. Одна из наиболее известных речей такого рода — речь Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.), произнесенная им на похоронах его тетки Юлии8. Эти laudationes fiinebres послужили моделью для построения панегириков наряду с благодарственными речами (gratiarum actiones) вступающих в должность кандидатов. Первоначально они адресовались сенату или народу, а в императорское время — императору. При Августе было принято специальное постановление сената, согласно которому вступающие в консульскую должность сенаторы были обязаны публично приносить благодарность богам и императору9.
Анализ различных видов ораторского искусства содержится в трудах знаменитого римского писателя и политического деятеля
Марка Туллия Цицерона (106 —43 гг. до н.э.). В своих трактатах “Об ораторе”, “Брут” и “Оратор” Цицерон подробно говорит о трех видах античного красноречия: торжественного (сюда входят и хвалебные речи), совещательного и судебного. Основной задачей красноречия Цицерон считал: 1) доказать свои положения; 2) доставить удовольствие слушателям; 3) заставить их принять предлагаемое решение. Вслед за Исократом Цицерон подчеркивал, что ораторская речь должна быть насыщена периодами, имеющими симметрическое строение с внутренними рифмами и ритмическими концовками10.
Теоретические разработки Цицерона оказали большое влияние на последующее развитие ораторского искусства; его речи тщательно изучались в риторских школах и нередко использовались ораторами в качестве образцов. На развитие панегирического жанра оказали сильное влияние и такие речи Цицерона, как «Рго lege Мапіііа» (В защиту Манилиева закона), «Pro Marcello» (В защиту Марцелла), «De imperio Сп. Ротреі» (Об империи Гн. Помпея), хотя Цицерон ни "разу не назвал ни одной своей речи панегириком. Особый интерес в этом отношении представляют речи" Pro Marcello" и “De imperio Cn. Pompei”, с которыми были хорошо знакомы галльские панегиристы. Рассмотрим подробнее первую из них, более часто используемую галльскими ораторами.
Речь “В защиту Марцелла” была произнесена перед Цезарем в начале сентября 46 г. до н.э. В ней Цицерон заранее благодарил Цезаря за возвращение из изгнания политического противника диктатора Марцелла. По существу, это — типичная похвальная речь, построенная по законам жанра. Она имеет трехчастное деление: вступление, основную часть и заключение. В основной части помимо восхваления военных подвигов, прозорливости и милосердия Цезаря, Цицерон намечает программу действий для него: необходимость потушить огонь гражданской войны и установить государственный строй “в интересах граждан” (т.е. прежде всего — в интересах сенатского сословия, к которому принадлежал сам Цицерон). Через всю речь проходит основная мысль Цицерона: Цезарь должен быть милосерден по отношению к своим политическим противникам. Кроме того, в речи содержится и столь характерная для галльских панегиристов мысль о “божественной быстроте” императора11, а прославление главных, по мнению Цицерона, достоинств Цезаря — доблести (Virtus) и счастливой судьбы (Fortuna) — напоминают прославление счастья (Felicitas) и благочестия (Pietas) в панегирике 291 г.12
В I в. до н.э. появляются наиболее ранние известные нам панегирики: это стихотворный Panegyricus Augusto, принадлежа-
іций Варию Руфу, и анонимные Panegyricus Messalae и Panegyricus ad Calpumium Pisonem. Особый интерес представляет “Панегирик Мессале”, который, как и упомянутые речи Цицерона, имеет трехчастное деление. При этом во вступлении оратор всячески умаляет свои достоинства и просит снисхождения при иыслушивании его речи — мотив, постоянно встречающийся в галльских панегириках (III 1; IV 1,5; V 3.1; VII1; VIII 2.3; IX 1.1-5; X 1; XI 1; XII 1). В основной части панегирист, используя мифологические и исторические сравнения, воспевает доблесть Мессалы, а в заключении — уверяет его в своей преданности.
Определенное влияние на развитие панегирического жанра оказала и римская биографическая литература, которая сочетала в себе элементы биографии, исторического сочинения и похвалы различным доблестям и добродетелям прославляемого лица. Из произведений такого рода для нас важно “De vitta Julii Agricolae” (“Жизнеописание Юлия Агриколы”) Тацита (55-120 гг.), которое, несомненно, знали и использовали галльские панегиристы13. В »том произведении мы находим ту четкую схему, которой впоследствии следовало большинство панегиристов: рассказ о происхождении и внешности прославляемого лица, восхваление его гражданских добродетелей и воинских доблестей, последовательный рассказ о его жизни с подробным изложением тех фактов, которые могут наиболее полно возвеличить прославляемое лицо и глазах слушателей.
В период империи возможности произнесения похвальных речей значительно увеличились: их произносят по поводу различ, пых праздников, годовщин основания Рима и других городов, прихода императора к власти или его побед над политическим противником и т.д.
В это время речи произносятся как на латинском, так и на греческом языках. Из риторов, оказавших влияние на развитие панегирического жанра, наиболее известны Дион Хризостом, :)лий Аристид, Либаний, Фемистий, писавшие на греческом языке, и Квинтилиан, Фронтон, Симмах, Авзоний, писавшие на латинском.
В сочинении Квинтилиана (35-96 гг.) “De institutione oratoria” (“О воспитании оратора”) содержится теоретическая разработка панегирического жанра. Содержание панегирика определяется им, с одной стороны, как похвала, и в соответствии с этим панегирик относится к похвальному роду красноречия (genus laudativum). С другой стороны, Квинтилиан подчеркивает, что похвальные речи должны быть не только полезны (на что указывал еще Исократ), но и приятны слушателям, вследствие чего оратор
может извлечь из произнесения их определенную выгоду лично для себя14.
Что касается Фронтона (II в.), то до наших дней не дошло ни одно из его риторических произведений. Однако из его писем и свидетельств античных авторов известно, что он следовал литературным канонам доцицероновой эпохи и тяготел к использованию в своих литературных произведениях языковых архаизмов. Галльские панегиристы хорошо знали и высоко ценили Фронтона как оратора (им были написаны многочисленные похвальные речи императорам Адриану и Антонину Пию). Один из панегиристов называет его “не вторым (после Цицерона — И.Ш.), а друтим украшением римского красноречия” (IV 14.2).
В латинском языке понятие “панегирик” постепенно сливалось с понятием “похвальная речь” (laudatio). Видимо, эти понятия совпадали уже во время Квинтилиана15. Основанием для этого явилось то обстоятельство, что в силу политической ситуации того времени любое политическое выступление (письменное или устное) непременно должно было включать в себя прославление императора16.
Наиболее значительным из дошедших до нас памятников панегирического жанра, написанных на латыни, является сборник XII Panegyric} Latini. Сборник легко делится на две части, первую из которых представляет собой Панегирик Плиния Младшего императору Траяну (100 г.), оказавший огромное влияние на развитие панегирического жанра.
2.
Панегирик Плиния Младшего императору Траяну
Название Panegyricus дано этому произведению составителем сборника XII Panegyrici Latini. По существу же оно представляет собой благодарственную речь17, в которой оратор благодарит за предоставленное ему императором консульское звание.
В Панегирике Плиния — ученика Фронтона и большого поклонника Цицерона — принцип построения похвальных речей получил свое окончательное воплощение. Его характеризует четкий план (в котором умело сочетаются хронологический и тематический принципы), использование периодической речи, различных тропов и фигур. Во вступлении (§ 1-4) содержится традиционное обращение к богам и дается характеристика Траяна как человека простого и скромного. Именно эти качества императора положены в основу его восхваления. В главной части (§ 5-89)
Плиний подробно говорит о приходе Траяна к власти, его государственной и судебной деятельности, воинских доблестях и гражданских добродетелях. Плиний подробно останавливается на взаимоотношениях Траяна с друзьями, его поведении в частной жизни, его покровительстве наукам и искусству. В заключении (§ 90-95 ) речь вдет преимущественно о самом Плинии, который благодарит императора за свое назначение на должность консула и обращается с мольбой к богам за Траяна. Через весь Панегирик проходит сравнение мрачного режима Домициана с тем “счастьем”, которое установилось в Римском государстве во время правления Траяна.
Плиний, единственный из авторов сборника, ясно сформулировал цель благодарственных речей: “Sed parendum est senatus consulto, quo ex utilitate publica placuit ut consulis voce sub titulo gratiarum agendarum boni principes quae fecerunt recognoscerent, mali quae facere deberent” (“Однако следует подчиняться постановлению сената, которое в интересах общественного блага постановило, чтобы речь консула, произносимая под предлогом принесения благодарности, хорошим принцепсам напоминала о том, что они действительно совершили, а плохим говорила о том, что они должны были совершить.” Plin. Paneg.4).
Отличительной особенностью Панегирика является то, что восхваление здравствующего императора стало сюжетом целой книги (Іі?ге)18.
3.
Панегирический жанр в римской Галлии и галльские панегирики сборника XII Panegyrici Latini
Во вторую часть сборника XII Panegyrici Latini входят одиннадцать панегириков, написанных галльскими ораторами. Как уже было отмечено, этот сборник похвальных речей крупнейший в римской литературе, и то обстоятельство, что авторами его являются галлы, или галло-римляне, не случайно. Чтобы понять это, необходимо хотя бы кратко остановиться на роли Галльских провинций в культурной жизни Римского государства.
С конца II в. до н.э. южная часть совр. Франции вошла в состав Римского государства под названием Нарбоннской Галлии (Gallia Narbonensis), названной так по имени главного города вновь образованной провинции — Нарбона. С этого времени началось активное проникновение римских общественных институтов и римской культуры в жизнь кельтского (галльского) населения. После завоевательных войн Юлия Цезаря (58-51 гг. до н.э.) в состав Римского государства вошла вся территория Галлии. Присоединенные области, которые с 27 г. до н.э. были разделены на три части (Aguitania, Lugdunensis, Belgica) получили название Галлии Косматой (Cornata), в отличие от уже вполне романизированной Нарбоннской Галлии. Постепенно романизация охватила все Галльские провинции: на месте кельтских поселков и укреплений возникали города античного типа, многочисленные переселенцы из Италии приносили с собой римские порядки и обычаи, оказывали сильное культурное влияние на местное население. В
І-ІІ вв. наиболее крупными городами Галлии были Массилия, построенная еще греками в VI в. до н.э., Арелат, Немауз (совр. Ним), Лугдун (Лион), Августа Треверов (Трир). Во многих городах были термы и театры, в Немаузе находилась Публичная библиотека.
Особенное внимание римское государство уделяло распространению и развитию школ, которые являлись важными центрами романизации местного населения. В период принципата государство взяло школьное обучение под свой контроль и частично на свое содержание. При Веспасиане учителя грамматических и риторских школ стали освобождаться от налогов, им устанавливалось весьма значительное содержание19. Воспитание будущих чиновников было одной из основных целей, которые ставило перед школой государство. Поэтому понятно то пристальное внимание, которое он о уделяло вопросам образования. Эго хорошо видно на примере; школы г. Августодуна (совр. Отён). Автор Pan. Lat. V Бвмений сообщает, что он был назначен ее руководителем по личному приказу императора, который также обязал город выплачивать ежу жалованье из городской казны20. Вообще же жалованье преподавателей школы складывалось из средств, отпускаемых государственной казной, казной города и платой учащихся21. Зачастую императоры предоставляли немалые средства на развитие школ. Например, Констанций Хлор выделил значительную сумму на реставрацию школы Августодуна'после разрушения города в 269 г.22
В Галлии І-ІІ вв. риторские школы имелись в целом ряде городов: Толозе (совр. Тулуза), Арелате, Лугдуне, Нарбоне, Августе Треверов. Наиболее известны в этот период были школы в Массилии и Августодуне. Но если в первой из них учились преимущественно дети из знатных семейств Рима и Италии, то Августодун являлся одним из крупнейших учебных центров для Галлии. Уже для I в. имеется свидетельство о том, что галльская

знать посылала учиться сюда своих сыновей {Tacit. Annal. Ill 4.3). Об этом же говорит в своей речи панегирист Евмений, руководитель школы в конце III в.23 Ее преподавателями были, вероятно, и авторы Pan. Lat.IV, VII, VIII.
В IV в. получают широкую известность риторские школы в Бурдигале (совр. Бордо ) и Толозе24. Школа Бурдигалы, основанная, вероятно, при Констанции Хлоре25, славилась своими преподавателями: в ней работали такие известные риторы и поэты, как Авзоний, Алеций, Дельфидий, Минервий, Назарий (автор Pan. Lat. X), Латин Пакат Дрепаний (автор Pan. Lat. XII). Что касается Толозы, то одним из преподавателей ее риторской школы являлся знаменитый ритор Арборий.
В конце ІІІ-Г? вв. Галлия стала самой культурной провинцией западной части Римской империи, и имела своих собственных риторов, поэтов и писателей.
Галльские панегирики, входящие в сборник XII Panegyrici Latini, были созданы в течение 289-389 гг. Их авторы стали продолжателями дела Плиния. Они прекрасно знали его “Панегирик” и пользовались им в качестве образца для построения своих речей. Об этом говорит как схожее композиционное строение, так и многочисленные места, напоминающие, или почти дословно совпадающие, с текстом речи Плиния26.
Как и Плиний, авторы галльских панегириков широко используют при восхвалении императора такие приемы, как украшающие эпитеты, изысканные обороты речи, преувеличения, многократные повторы. Кроме того, “Панегирик” Плиния оказал на ґалль-, ских ораторов большое внимание и в выборе добродетелей, которые положены в основу их хвалебной оценки императоров. Из них наиболее характерно подчеркивание того, что император долго и упорно отказывался от власти и принял ее лишь под давлением обстоятельств; прославление простоты императора и его стремления воздействовать на своих подданных не принуждением, а личным примером и убеждением; верность дружбе и умение выбирать людей для привлечения их к государственной деятельности27. Все галльские панегирики выдержаны в рамках правил, оформившихся за долгий период существования этого вида ораторского искусства.
Согласно принципам, установленным еще Цицероном и Квинтилианом для риторических произведений, панегирики должны вразумлять (docere), трогать (шо?ёге), приятно занимать (delectare)28. Похвальное красноречие было довольно хорошо разработанным жанром: существовала масса руководств о том, как составлять похвальные речи. Однако не было выработано ни одного
2 И.Ю. Шабага

признака или совокупности признаков, которые формально определяли бы собственно панегирик, т.е. были бы неприложимы к другим риторическим произведениям.
Панегирик мог быть очень большого объема, как у Плиния29, или маленьким, как у анонимного автора Pan. Lat. VI; в прозе, как у Паката, или в стихах, как у Вария Руфа; в нем могли использоваться или не использоваться те или иные риторические приемы, делаться упор на современные события или на древние и так далее. Отличие панегирика заключалось лишь в содержании — он являлся похвальной речью кому-либо или чему-либо.
Галльские панегирики по своему содержанию полностью отвечают основному назначению речей панегирического жанра — все они содержат хвалу тому императору (или императорам) , которому посвящены. Методы восхваления у панегиристов различны: прославление подлинных добродетелей императора; хвала тем качествам, которыми он должен обладать; осуждение отрицательных свойств и поступков, приписываемых панегиристами исключительно политическим противникам императора и так далее30.
Что касается композиционного строения галльских панегириков, то оно отвечает двум вариантам построения похвальных речей, указанным Квинтилианом в “Воспитании оратора”. Согласно одному варианту, материал должен располагаться в строго хронологическом порядке, согласно другому — группироваться по темам, объединенным общей оценкой31. По первому типу построены Pan. Lat. II, IV, VII, IX, X, XII, в которых ораторы в своем изложении строго следуют за ходом событий. В остальных пяти речах (Pan. Lat. Ill, V, VI, VIII, XI) ораторы группируют факты по своему усмотрению таким образом, чтобы выдвигаемые ими положения выглядели как можно более убедительно. В Pan. Lat. Ill, например, материал расположен таким образом, что все подвиги и добродетели императоров подведены под две рубрики: Счастье (Felicitas) и Благочестие (Pietas).
Pan. Lat. VI построен несколько иначе: в первой части оратор

  1. воздает хвалу важнейшим добродетелям одного императора (Константина), затем кратко прославляет другого императора (Максимиана), а в третьей, заключительной части, подробно описывает их совместные деяния.

Три речи сборника, озаглавленные Panegyrici, являются по существу gratiarum actiones (благодарственными речами). Во-первых, это Pan. Lat.V, в котором оратор благодарит императора за свое назначение на пост руководителя риторской школы Августодуна. Панегирист твердо выдерживает план, согласно которому сначала излагает причины, по которым необходимо реставриро-
ііать школу, а затем говорит о средствах для ее реставрации. Во-вторых, это Pan. Lat. VIII, в котором раскрываются две темы: заслуги эдуев перед Римским государством и благодеяния Константина по отношению к ним. В-третьих, Pan. Lat. XI, автор которого восхваляет императора Юлиана Отступника и благодарит сю за предоставленное консульство.
Поскольку панегирики являются прежде всего торжественными речами, которые должны быть приятны слушателям как по (одержанню, так и по форме, галльские панегиристы старались украсить их как можно более пышно. Поэтому для них (в разной ітепени) характерно использование самых разных риторических приемов. Для всех ораторов характерно периодическое построение фразы, основанное на ритмичности, особенно во вступлении, включении и в особо патетических местах.
Образцом, вдохновлявшим всех панегиристов, были, помимо “ I Іанегирика” Плиния, речи Цицерона, использовавшиеся галльі кими ораторами в разной степени. Особенно ясно влияние произведений Цицерона прослеживается в построении фразы32. Кроме того, галльские панегиристы были хорошо знакомы с грудами Цезаря, Тита Ливия, Тацита, Горация, Овидия, Вергилия, Гомера и многих других, в основном римских писателей и поэтк33. Авторы более поздних панегириков были знакомы с более ранними речами сборника: это относится прежде всего к авторам I'an. Lat. VI, VII, XI, XII.
Все галльские панегирики написаны хорошим литературным )і іыком, все они следуют языковым нормам классической латыни,, псе ориентированы на один и тот же круг читателей, что позволяет говорить о языковом единстве произведений сборника XII I’anegyrici Latini. В то же время при чтении речей (за исключением I’an. Lat. II—III) чувствуется различие стилистических приемов и лексики их авторов34.
Одной из лучших речей сборника является Pan. Lat. XII. Для его автора характерно употребление многочисленных риторических приемов, которые, тем не менее, не перегружают текста речи. Часто встречаются поэтические выражения и новое, характерное для IV в., словоупотребление35. Как и другие панегиристы, оратор часто использует исторические и мифологические параллели и примеры (XII 8.4-5; 9.5-7; 20.2-3; 26; 32.1-2 и т.д.); язык его речи жсргичный, ясный, образный.
По вполне убедительному предположению Р. Пишо автор Pan. bit. XII был создателем и редактором сборника XII Panegyrici I -atini36. Поэтому его речь — это своеобразное завершение достижений галльских панегиристов за 100 лет. Оратор использовал в
своем труде все лучшее, что содержалось в произведениях его предшественников. Однако его панегирик — не компиляция. Он обладает ярко выраженными индивидуальными признаками, а его язык, так было отмечено, энергичен и темпераментен и оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей и читателей.
Следует особо отметить, что все галльские панегирики написаны на искусственном для своей эпохи языке, который изучался в риторских школах по произведениям римской классической литературы. В свою очередь галльские панегирики сборника XII Panegyrici Latini предназначались для изучения в риторских школах Галлии37. Все они, написанные на высоком профессиональном уровне, признаны образцами не только галльского, но и римского красноречия. Что касается последней речи сборника, то она вполне может быть сопоставима по мастерству с “Панегириком” Плиния Младшего.
Галльские панегирики не являлись, конечно, единственными произведениями этого жанра эпохи поздней античности, написанными на латинском языке. ВIV—V вв. появились многочисленные похвальные речи различным императорам. Они принадлежат перу Публилия Оптациана Порфирия (сборник 325 г., состоящий из 20 речей императору Константину), Симмаха (речи императорам Валентиниану I и Магну Максиму 369 и 388 гг.), Клавдия Клавдиана (панегирики Олибрию, Гонорию, Стилихону и другим, написанные в период с 389 г. по начало V в.). Интересно, что из 12 известных нам панегиристов, помимо авторов речей сборника XII Panegyrici Latini, трое были галлами: Авзоний, произнесший в 379 г. похвальную речь императору Грациану; его ученик Паулин из г. Нолы — автор речи императору Феодосию (конец 394-начало 395 г.) и Аполлинарий Сидоний, который написал панегирики в честь императоров Авита (456 г.), Майориана (458 г.), Антемия (468 г.).
Панегирики сочинялись и при Меровингах. Известно, что в конце VI в. Венанций Фортунат выступил перед высокопоставленными лицами Франкского государства с хвалебными речами. Вполне вероятно, что на произведения Аполлинария Свдония и Венанция Фортуната оказали влияние и речи сборника XII Panegyrici Latini38.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.