Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Политология: Словарь-справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Л

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823— 1900) — мыслитель, пропагандист социалистических идей, виднейший деятель русского и международного революционного движения второй половины XIX в. Принимал участие в работе подпольных революционных организаций «Земля и воля» и «Народная воля», был арестован, сослан, но бежал за границу.

Л., придерживаясь теории «русского», крестьянского социализма, серьезное внимание уделял историко-социологическому анализу «государственного элемента» в обществе, генезиса и эволюции государства, специфики функционирования власти после социальной революции. В таких его работах, как «Исторические письма» (1870), «Вперед! Наша программа!» (1873), «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884) и др., была изложена программа «государственного народничества» и «рабочего социализма».

Рассматривая исторический процесс как процесс постоянного расширения идеи солидарности на все группы населения, Л. видит в институте государства одну из общественных форм, призванных к укреплению человеческой солидарности. Процесс развития государства представляется Л. как разрешение противоречий между двумя источниками его происхождения — естественным началом принудительности и обдуманным началом договора. С этой точки зрения политический процесс заключается в «уменьшении государственного принципа в общественной жизни». Особенность государства — законодательно закрепленное обязательство для его членов поддерживать данный строй и принуждение их к тому, даже в случае их нежелания. Отвечая на главный вопрос своего исследования — насколько государство (государственный элемент) может сосуществовать с рабочим социализмом? — Л. утверждал, что нынешнее государство не может сделаться орудием торжества рабочего социализма. Поэтому для осуществления общественного строя по своим потребностям рабочий социализм должен разрушить современное государство и создать нечто другое. Путем реформ рабочий класс не сможет прийти к власти, остается путь социалистической революции. Программа рабочего социализма включала следующие положения: общая собственность и обобществленный труд, федерация трудящихся, осуществляемая рабочим народом «под руководством организованного меньшинства из народа (с небольшой долей интеллигенции)».

Первым необходимым условием подготовки социалистической революции Л. считал создание революционной партии. Ядром этой партии, по мнению Л., должна стать революционная интеллигенция, ясно понимающая задачи рабочего социализма. Вокруг ядра партии формируются группы сочувствующих рабочему социализму. Специальную базу этой революционной организации, своих «союзников» Л. видел в «общественных группах, страждущих от зла».

Идеи Л. о партии и формах ее организации легли в основу преобразования народнической партии «Земля и воля» и позднее «Народной воли».

ЛАНДТАГ (нем. Landtag < Land земля, страна + Tag собрание) — 1) в средние века — собрание сословных представителей в феодальных немецких княжествах; 2) выборные законодательные органы земель (областей) Федеративной Республики Германия и Австрии, парламент в Лихтенштейне.

ЛАССУЭЛЛ (Lasswell) Гарольд (1902— 1978) — американский политолог, представитель бихевиористского подхода в политической науке.

Сферы научных интересов Л. — анализ элит, политическая коммуникация, политическая психология. Л. активно использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды, исследовал роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти.

Основные труды: «Психопатология I политика» (1930), «Политика: кто получает, что, когда, как» (1936), «Демократия через общественное мнение* (1941).

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (1841 —1931) — французский социолог, социальный психолог и публицист. В своей работе «Психология народов и масс» Л. сформулировал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление «эры масс» и следующий за эти» упадок цивилизации. В толпе, по мнению Л., индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются власти иррациональных чувств, нетерпимости, всемогущества, т.к. ими равняет закон «духовного единства толпы».

ЛЕВЫЕ И ПРАВЫЕ В ПОЛИТИКЕ - характеристики идейно-политической ориентации политических партий, лидеров и др. активных участников политической жизни. Термины появились в период Французской революции (1789-1794), когда за депутатами Генеральных штатов, поддерживавших короля и (сидевших справа от него, закрепилось; понятие «правые», а за его противниками (сидевшими слева) — «левые».

Традиционно основными критериями деления субъектов политики на правых, и левых было отношение к равенству, общественным изменениям, методам политических действий. Считалось, что левые — сторонники социального равенства, радикальных общественных изменений, преимущественно насильственных методов политической борьбы, защитники наиболее обездоленных слоев общества; правые — соответственно, противники равенства, резких общественных перемен, защитники привилегированных групп и иерархической организации общества.

Реальные характеристики левых и правых существенно менялись в ходе истории и в зависимости от типа общества.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ (< лат. legalis законный) :— понятие, выражающее формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. Л. устанавливается и гарантируется властью. Л., в отличие от легитимности (которая может быть, напр., харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти — законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан Л. состоит в повиновении законам и их исполнении.

ЛЕГИСЛАТУРА (< лат. lex (legis) закон + latus внесенный, установленный) — 1) срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа; 2) название законодательных органов власти в отдельных государствах, а также в ряде штатов США.

ЛЕГИТИМАЦИЯ ~ процедура общественного признания какого-л. действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использование силы.

В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов Л. власти: 1) социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и больших масс акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» существующего порядка и принципы распределения ценностей; 2) политическое участие; 3) политическая социализация, в процессе которой происходит приобщение индивида к существующим ценностям, опыту, нормам.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) — определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

История понятия «Л.» восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

В научный обиход термин «Л.» ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как «законность», что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.

В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособлен-

9*

ную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении — это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л.

Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности.

Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института.

В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора — управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.).

Демократическая Л. — это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм — мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально — как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма.

Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои «извращения», когда к власти приходит «компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство».

Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.).

Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения.

Онтологическая Л. — это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия «тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять».

В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности — идеологические ценности;

2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности — специфические политические структуры; 3) персональный: в основе — одобрение данного властвующего лица; источник легитимации — личный авторитет правителя.

Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

ЛЕНИН Владимир Ильич (1870— 1924) — организатор, теоретик и лидер коммунистического (большевистского) движения в России, основатель советского государства, председатель Совета Народных Комиссаров (октябрь 1917 — январь 1924). Англо-американская социальная энциклопедия включает его в «первую десятку» выдающихся личностей мировой истории.

Л. рассматривал политику как область взаимоотношения между классами и как искусство подчинения их интересов задаче подготовки пролетарской революции. Необходимым условием победы пролетариата Л. считал наличие коммунистической партии («партии нового типа»), являющейся авангардом рабочего класса. Цель партии — «просветить» и «организовать» рабочий класс и другие эксплуатируемые классы для борьбы с буржуазией, установить диктатуру пролетариата и обеспечить переход сначала к социализму, а потом, заменив ее социалистической демократией, — к коммунизму, т.е. к бесклассовому обществу.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры — это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Л., почти все, на что они способны, — быть проводниками диктатуры господствующего класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них эксплуататорский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (напр., парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса."

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Л., республика советов. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней сочетаются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы — учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчётность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Л. — оригинальный интерпретатор политической доктрины марксизма в новых исторических условиях XXв. В отличие от К. Маркса, писавшего о необходимости одновременной победы

пролетариата во всем мире или наиболее развитых странах, Л. выдвинул возможности прорыва цепи имперлистических государств в ее наиболее слабом звене. В своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма» Л. доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития — империализм, свидетельствующую о начале его конца и как социалистической революции. По мнению, «загнивающий и монополитический капитализм» создал международный рынок, разделение труда и производительные силы, тем самым, поставив условия для социалистической переворота. Мировая война, в случае « превращения в гражданскую, направленную против своих правительств могла стать катализатором гибели империализма. Л. полагал, что именно Россия — самое слабое звено в цепи империализма — начнет мировую революцию.

По мнению Н. А. Бердяева, «в Ленине соединились традиции русской революционной интеллигенции в ее наиболее максималистских течениях и традиций русской исторической власти в ее наиболее деспотических проявлениях».

Основные работы: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стая дня капитализма» (1916), «Государство! и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).

ЛЕНИНИЗМ — учение В. И. Ленина и его последователей.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831 —1891) — известный русский; мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П. Б. Струве).

В качестве концептуальной основы исследования Л. предложил универсальный закон триединого процесса развития. По его мнению, любая вещь, любое явление от космического тела до человеческой цивилизации в своем существовании проходит три стадии: «1. Первичная простота; 2. Цветущее объединение и сложность; 3. Вторичное смесительное упрощение, свойственное точно так же, как и всему существующему, и жизни человеческих обществ, государствам и целым культурным мирам». На первом этапе общество характеризуется неразвитостью и дискретностью, затем необходимая боль, сопровождающая рождение более сложного социума, символизирующая накопление формотворческой энергии, усиливается. Через боль общество вступает в пору «цветущей сложности», буйства красок и обособления формы. Впоследствии боль утихает, зла и притеснений становится меньше, люди делаются свободнее, но ткань общественного организма расползается, наступает упадок, стертость некогда ярких красок и обыденность причудливых ранее очертаний.

Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», выглядит следующим образом: сначала совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единства», а после происходит падение государства. Государства живут не более тысячи — тысячи двухсот лет. Вслед за французским историком Гизо, отсчитав европейскую государственность от IX в., Л. пришел к выводу, что Европа уже подошла к роковой черте своей истории, она уже одряхлела, изжила свое прекрасное в прошлом разноцвете, сделалась однообразно демократической и неумолимо идет к закату. Анализируя развитие государственности, Л. считал, что на начальной стадии, как правило, превалирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти (хотя бы в виде сильного президентства, временной диктатуры, единоличной демагогии или тирании, как у эллинов в их цветущем периоде), а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». Формула сильного государства — диктатура, жесткая централизация, слабого же и умирающего — уравнение, «демократизация жизни и ума».

Особенность России Л. осознавал и декларировал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) составили три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное.

Л. пророчески чувствовал, что надвигается мировая социальная революция. Он предвидел, что либерализм неизбежно должен привести к социализму, и с гениальной прозорливостью определил характер грядущего царства «Тот слишком подвижный строй, который придал всему человеческому эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX в., очень непрочен и должен привести или ко всеобщей катастрофе, или к медленному, но глубокому перерождению человеческих обществ на совершенно новых и вовсе не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах».

Основные работы: «Восток, Россия и славянство» (1885—1886), «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889).

ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — 1) образ мышления и деятельности, характеризующийся независимостью по отношению к традициям, привычкам, способностью к активному самоопределению в мире; 2) совокупность, политических доктрин, политических и экономических программ, содержащих требования ликвидации принуждения по отношению к индивиду.

Основной системообразующей идеей Л. является идея индивидуальной свободы, все остальные структурные элементы выполняют функции предпосылок и условий для наиболее адекватной самореализации индивида.

Л. своими корнями уходит в античность с ее римским правом и греческим представлением о свободе. В эпоху Просвещения Л. основывается на доктрине общественного договора, идеях догосударственного «естественного» состояния человека, его «естественных правах». Либеральные идеи нашли выражение в политической философии Дж. Локка и правовой философии И. Канта, его доктрине правового государства и идее нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Л. в развитой форме возникает в Западной Европе в процессе становления гражданского общества и его институтов, рыночной экономики, формирования «среднего класса».

Л. как мировоззрение основывается на ценностях свободы от групповых, классовых, националистических и т.д.

предрассудков, толерантности, гуманизма, индивидуализма, демократии, самоценности личности. Политические ценности Л.: признание прав человека, принцип разделения властей свобода конкуренции и выбора занятий. Экономические ценности Л.: отмена регламентации и ограничения личной инициативы со стороны государства, создание максимально свободных условий для частного предпринимательства. Л. как политическая идеология основывается на требованиях свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничений сферы деятельности государства.

Можно говорить о нескольких национальных моделях Л.: английской (Дж. Локк, И. Бентам, Дж. Ст. Милл и др.), в котором акцент делается на изучении таких тем, как защита и поощрение благодетельной роли частной собственности, обоснование неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей, отстаивание убеждения, что поступками индивида как частного собственника движут спонтанные импульсы и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной выгоды, способы активизации индивида; французском (Б. Констан, А. де Токвиль, П. Руайе-Коллар и др.), в рамках которого разрабатывается антифеодальная идеология, обосновываются идеи равенства всех перед законом, защищаются свободы индивида, к числу их относят личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять па политические процессы; немецком (Ф. Дальман, Р. фон Моль, К. Роттек, К. Велькер, В. фон Гумбольд и др.), отличающемся разработкой различных моделей политико-юридического устройства.

В русском Л. выделяются несколько направлений: христианский Л. (М. М. Сперанский); демократический Л. (А. П. Куницын, Т. Н. Грановский); консервативный Л. (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве); социальный Л. (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен).

Русский Л. имеет следующие особенности: отсутствие прочной социальной поддержки в обществе, антидемократический характер, принцип монархизма, сильное и ярко выраженное консервативное начало и отсутствие в первоначальный период гражданских свобод в российском обществе. Представители русского Л., сохраняя основное ядро Л. западного, дополнили и развили его в трех основных направлениях: в интерпретации прав человека (правопритязание по отношению к государству); в понимании принципа равенства (равенство исходного положения); в истолковании собственности. Так, в рамках русского Л. формулируется идея «права человека па достойное существование» (В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев и др.). Б.А. Кистяковский и С. И. Гессен выдвигают идею расширения прав человека, при котором либеральное правовое государство превращается в «социалистическое правовое государство»,сохраняющее все достижения Л. и являющееся наиболее полным раскрытием классической либеральной концепции человеческой свободы.

ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР) — вторая по численности после КПРФ партия в РФ. Сектор политического поля, который она занимает, может быть охарактеризован как нестабильный, меняющийся. Начиная свою деятельность как партия, близкая к лозунгам социал-демократии, позднее она ушла в радикальную оппозицию как радикальным либералам правительства, так и «национал-

патриотической» оппозиции. К концу 90-х гг. все явственнее становится партией истеблишмента, «вторым эшелоном» поддержки исполнительной власти.

Наибольшей поддержкой пользуется в провинциальных центрах и сельской местности, среди военных и сотрудников правоохранительных органов. ЛДПР выпускает около 70 центральных и региональных периодических изданий.

Численность партии в последние годы относительно устойчива. По заявлению руководства ЛДПР, она имеет структуры более чем в 80 субъектах РФ, где сосредоточено около 200 тыс. членов. Партия строится на принципе вождизма, В. В. Жириновскому в соответствии с решениями ряда партийных съездов делегированы права неограниченного и бессменного руководства ЛДПР до 2004. Главным руководящим органом партии является ежегодный съезд. Основные цели уставной деятельности ЛДПР формулируются как: спасение России от кошмара «демократических» реформ последнего десятилетия путем укрепления государственности и правопорядка; изменение национально-территориального принципа административно-государственного устройства на губернский (областной); построение в России подлинно правового государства путем утверждения принципов верховенства права, Конституции и закона; активное государственное регулирование экономических процессов в обществе, основанном на священной и неприкосновенной частной собственности; курс на всестороннюю интеграцию с бывшими советскими республиками; гибкая внешняя политика по отношению к остальному миру, не базирующаяся не на принципах атлантизма, а на принципах ее развития; восстановление роли России как мировой сверхдержавы.

Идейно-политическая ориентация партии связана с предложением реализации державно-имперских принципов господства русской нации в России. Реально это конкретизируется в господстве исполнительной власти над всеми остальными ее ветвями, проведении жестких стабилизационных мероприятий во всех сферах общественной жизни.

ЛИБЕРТАРИЗМ (< англ, liberty свобода) — идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о «единственно подлинном либерализме современности», который «совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм». Л. — это «философия личной свободы», «твердый индивидуализм». По вопросам, касающимся государственно-политической системы соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и общества, сторонники Л. занимают позиции правее не только либералов, но и консерваторов. Они являются правыми радикалами, т.к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановление принципов индивидуализма и неограниченной конкуренции во всех сферах общества. По мнению теоретиков Л. (П. Нозика, Д. Гилдера, Ф. Хайека идр.), «эрозия» свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности. Распространению идей Л. способствовал бурный рост мелких и средних фирм на волне «микроэлектронной революции» (70-е гг. XXв.). Идеал сторонников Л. — рыночная стихия свободного предпринимательства.

Свободный рынок рассматривается ими как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование «государства-минимум» («пси сторонившегося» государства), пытается выступить от имени «демократия потребителей», защитить мелких собственников. С др. стороны, Л. содержащий открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор

ЛИГА (фр. ligue < лат. ligare связывать) — объединение, союз, сообщество (лиц, организаций, государств).

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ)

(League of Arab States) — межправительственная региональная организация, учрежденная в марте 1945 г. объединяет 20 государств (Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иорданию, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливию, Мавританию, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию, Сомали, Судан, Тунис) и Палестинскую автономию.

Высший орган — Совет ЛАГ, состоит из представителей государств-членов и созывается два раза в год; его решения обязательны только для тех государств, которые за них голосовали. Рабочие органы — постоянные комитеты (по политическим, экономическим, социальным и др. вопросам). Исполнительный орган - Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем, который избирается на пять лет Штаб-квартира — Каир (Египет), официальный язык — арабский.

ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< англ, leader ведущий, руководитель). В современной политологии существует несколько подходов к определению политического лидерства: 1) лидерство — постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу; 2) лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; 3) политическое лидерство — это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и' предполагаемые способы их реализации на руководящие должности; при этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего блага»; 4) Л.п. — это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций. К ним относятся: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция); процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция); мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование обновлений и социальных инноваций (мобилизационная функция); интеграция общества, объединение масс, Л.п. призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция); коммуникация власти и масс,

т.е. организация связи между обществом и властью, убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений; легитимация власти.

Рассмотрение личности Л.п. предполагает анализ его: 1) представлений о себе самом, или Я-концепции; 2) мотивов и потребностей, влияющих на политическое поведение; 3) системы важнейших политических убеждений; 4) стиля принятия политических решений; 5) стиля межличностных отношений; 6) устойчивость к стрессу; 7) биографический анализ; 8) эволюции политической деятельности.

Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером. Он выделял три типа лидерства: традиционное лидерство — право на лидерство, принадлежность к элите, вера в святость традиций (характерно для «доиндустриального общества»); харизматическое лидерство — вера в способность вождя, его исключительность, культ личности; рационально-легальное лидерство — основано на вере в законность существующего порядка, бюрократическое лидерство.

Р. Зиллер (США) предлагает типологию личности политических лидеров на основе исследования и самооценки и сложности Я-концепции (аспекты Я-концепции: образ Я, самооценка и социальная ориентация лидера): 1) «аполитичные» политики: деятели с высокой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции, но при этом для их реактивности существуют серьезные ограничения; они чувствуют себя оторванными от др. и поэтому с трудом реагируют на поведение своих последователей или населения государства в целом; 2) «прагматики»: лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, отвечающие на широкий круг социальных стимулов; они прислушиваются к мнениям др. людей и модифицируют свое политическое поведение на основе обратной связи; 3) «идеологи»: лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, не реагирующие па мнения др.; их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна; 4) «недетерминированные»: деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, которые интенсивно реагируют на узкий круг социальных стимулов.

М. Херманн выделяет четыре подхода в определении лидерства и дает свою типологию лидеров. Она различает лидера «знаменосца», «коммивояжера», «марионетку», «пожарника». У первого есть идеал, ради которого он стремится изменить политическую систему. Лидер определяет цели и указывает направления деятельности своим последователям, дает им обещания и увлекает за собой. Яркими представителями такого типа лидерства были В. И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Сторонники второго подхода воспринимают лидера как коммивояжера. Для этого типа лидера характерной чертой является способность убедить. Она дает возможность «продавать» своим последователям идеи, вовлекая их в осуществление последних. Данный тип лидерства предполагает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении. В третьем случае в лидере видят служителя, выразителя интересов своих приверженцев. Лидером руководят и придают ему силу его сторонники. Лидер — агент группы, отражающий ее цели и работающий от ее имени. И, наконец, лидер-«пожарник» ориентируется на самые актуальные, жгучие

общественные проблемы, насуй требования момента. В реальный политической практике большинство ли ров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

ЛИПСЕТ (Lipset) Сеймур (1922) американский социолог и политолог, специалист в области политической социологии и сравнительной политологии. Значительный вклад Л. вне в исследование современных демократических режимов. Он выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что возникновение и утверждение демократии; висит от уровня и динамики экономического развития. Большое внимание было уделено проблеме политической стабильности. Л. была обоснована зависимость политической стабильности от эффективности и легитимно власти.

Основные работы: «Политический человек» (1960), «Класс, статус и власть в сравнительной перспективе» (1965) «Диалоги об американской политике» (1978), «Континентальное различие. Ценности и институты США и Канады» (1990).

ЛИЧНОСТЬ — устойчивая система специально значимых черт, характеризующих индивида, продукт социализации, включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности общения.

ЛОББИЗМ (англ, lobbyism < lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов. XVI в. из средневековой латыни в английский язык пришло слово «лобби» Первоначально оно применялось обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли по случаю встретиться с другими лицами, которые не допускались на пленарные заседания. В современном (политическом) значении понятие «лобби» впервые появилось в 1808 в протоколах Конгресса США. С середины XIX в. термины «лобби» и «Л.» относятся к числу самых употребительных в американском политическом лексиконе.

Существование Л. обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятельности являются: работа по подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; парламентские слушания и дебаты; личные встречи, контакты и переговоры; использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; организация кампаний «давления с мест»; подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; организация деятельности «своих» людей внутри органов власти; финансирование избирательных кампаний.

Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран, с целью воспрепятствовать коррупции, приняты законы о Л. (США, Канада), которые регулируют лоббистскую деятельность.

По целям, преследуемым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, социальный и социокультурный.

В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный Л.

По отношению к политическим институтам Л. делится на внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент).

К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники.

ЛОЗУНГ (нем. Losung) — призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, требование, принцип, задачу. Л. — одна из распространенных форм политической агитации и пропаганды.

ЛОКАУТ (англ, lock-out букв, запирать дверь перед кем-л.) — увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявления ими забастовки, а также ликвидация или реорганизация предприятия.

ЛОКК (Locke) Джон (1632—1704) -английский философ, политик, основоположник социально-политической доктрины либерализма.

Политическая теория Л., изложенная им в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690), основывается на теориях естественного права и общественного договора. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной власти, Л . доказывал, что основной обязанностью государства, возникшего на основе договора, является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан.

Государство, по Л., получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества — реализовать свои гражданские идеи и прежде всего право владеть собственностью. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Л. предвосхитил идею правового государства, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Л., чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь(исполнительная власть)подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Имея в виду не допускать узурпации кем-л. всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, Л. наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Воззрения английского мыслителя о дифференциации, Принципах распределения, связи и взаимодействия отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины конституционализма и принципа разделения властей.

Политический идеал Л. — конституционная монархия, обеспечивающая оптимальный баланс политических сил,

необходимый для стабильного существования государственного организма.

Социально-политические идеи развивались Ш. Л. Монтескье, нашли отражение в политических документа французской и американской буржуазных революций.

ЛОЯЛЬНОСТЬ (< англ, loyal верный) — верность, приверженность политического субъекта целям, нормам и ценностям, провозглашаемым властью, политическими институтами и идеологиями, может быть подлинной, когда приверженность выражается в соответственном образе мысли и действия, и формальной, внешней, когда приверженность выражается только вербально (на словах).

ЛЮМПЕН (< нем. Lumpen лохмотья) — деклассированный человек, полностью выброшенный из общества утерявший обычные ценности, нормы стандарты отношений и поведения (нищий, бомж, преступник и т.п.).

ЛЮСТРАЦИЯ (<лат. lustratio очищение посредством жертвоприношений) 1) религиозный обряд, связанный представлением об очистительной си магических действий; 2) особая процедура проверки лиц, занимающих ответственные государственные должности а также кандидатов на эти должности, предмет их принадлежности в прошлом к руководству коммунистических партий, службам государственной безопасности или сотрудничества с этими службами. Эта проверка проводится на основании специальных законов о Л., запретивших лицам, скомпрометировавшим себя сотрудничеством с тоталитарным коммунистическим режимом, занимающих определенные государственные должности. Л. осуществляется в ряде стран (напр., в Чехии, Латвии, Эстонии).

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология
Список тегов:
легальность власти 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.