Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Леви И. Беседы об иудаизме

Принимая вызов эпохи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ III . ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША

Лекция 3. Половое влечение и его допустимые пределы

Обсуждая святость полового влечения, мы отметили его позитивные стороны. В то же время оно создает серьезную проблему, которую нельзя игнорировать.

Какую дилемма создает дурное побуждение

Подобно всем живым существам люди от рождения наделены сильными эмоциями и желаниями, необходимыми им для выживания. Но, в отличие от животных, у которых эти побуждения проявляются в рамках естественных границ и не переходят за них, у людей нет таких естественных ограничений. Каждый человек сам устанавливает пределы дозволенного.

Поиск этих пределов и установление разумных границ для выражения своих желаний составляют одну из важнейших проблем, которые ставит перед нами жизнь в этом мире. Успешное решение этой проблемы может служить мерилом нашего успеха в жизни. Следует отметить, что половые ограничения не только заповеданы Торой и являются моральным императивом - их диктуют интересы общества. Кроме того, реализация желаний ограничена физическими возможностями человека и внешними факторами. У того, кто не умеет контролировать свои побуждения и находить им разумное место в шкале приоритетов, мало шансов дожить до преклонных лет.

Таким образом, три важных фактора вынуждают нас ограничивать стремление к удовлетворению желаний -это мораль, разум и возможности. Их существование представляет определенную опасность для полового влечения или, если хотите, создает проблему для его "благополучия". Опасность заключена в том факте, что, стремясь обуздать побуждение, особенно если оно уже возникло, мы можем подорвать или ослабить его. Мудрецы говорили, что "тот, кто смотрит на замужних женщин, становится импотентом" (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин). Далее они объясняют, что речь идет о мужчине, который думает о запрещенных ему женщинах; тем самым он возбуждает в себе желание и тут же подавляет его. В результате он может утратить потенцию. То же самое говорят психологи: неудовлетворенное возбуждение ослабляет влечение, "загоняет его вглубь" и преобразует в другую, чаще всего негативную форму. Итак, мы видим, что если не обуздывать желания, они принесут ущерб - материальный, в результате конфликта с обществом, или духовный. С другой стороны, обуздывая йецер, мы причиняем ему вред.

Поиск равновесия между этими двумя полюсами особенно важен в свете нашего стремления к высшим духовным ценностям. В результате долгих исследований психологи разработали ряд конкретных решений. Самый распространенный и упрощенный вариант - вседозволенность. При нем духовный ущерб просто игнорируется: допустимо все, что не нарушает, хотя бы в какой-то мере, права других людей. Несмотря на большую привлекательность этого "решения", оно весьма порочно. В действительности мы лишь обходим проблему. Даже если игнорировать моральный аспект, нам все равно не уйти от двух других факторов - разума и возможности; проблема решается лишь частично. К тому же за это частичное решение надо слишком дорого платить. Ведь пренебрежительное отношение к моральному аспекту приносит вред даже с прагматической точки зрения. Каким образом?

Серьезные нерелигиозные мыслители пришли к выводу, исходя из накопленного опыта, что основой общества является семья. В значительной мере ее цементирует половое влечение; оно сближает партнеров в браке. Чем сильнее и здоровее взаимное притяжение, тем больше гарантия прочности семейных уз. Половое влечение позволяет достигнуть этой цели лишь в том случае, если оно ориентировано на пожизненного партнера и сосредоточено исключительно на нем. Супругов должна сближать постоянная прочная связь. Всякое отвлечение сексуальной активности, всякое вожделение к постороннему объекту вне рамок брака неизбежно ослабляет прочность семьи. И наоборот, чем осторожнее ведет себя человек, чем решительнее он в обуздании своих желания до брака, тем более прочную семью он создаст впоследствии.

Рассмотрим конкретнее некоторые опасности, порождаемые вседозволенностью. Выявив эти опасности, мы узнаем, почему Тора запрещает интимные связи вне брака, и заодно полнее оценим мудрость и пользу законов Б-га.

1. Вступая в сексуальные отношения на основе вседозволенности, человек стремится обычно лишь к удовлетворению похоти (или чтобы похвастать своей "победой"). В такой ситуации он видит в женщине только средство для реализации своего вожделения или эгоизма, не более того. Когда женщину используют лишь как инструмент для получения удовольствий, она теряет присущий ей Б-жественный образ; ее личности наносится тяжелый ущерб. Не меньший нравственный урон терпит и мужчина Так происходит со всяким, кто вредит другим.

2. Любые интимные отношения между мужчиной и женщиной без брака или помимо брака неизбежно ослабят те семьи, которые они создадут позднее. В таких отношениях "цемент" - сильное взаимное влечение, которым Творец наделяет людей, - используется для временной связи, а когда потребуется установить постоянные узы, этот "цемент" будет уже неэффективен.

3. Сексуальная "свобода" вредна даже для той пары, которая уже решила вступить в брак. В их отношениях сохраняется опасность (и довольно часто она реализуется), что кто-то из партнеров передумает, возможно даже из-за унизительного положения, в которое его ставит интимная связь без брака. Такие отношения не освящены и поэтому, как отмечалось выше (пункт 1), грубы и примитивны. Более того, если молодой человек будет меньше разглядывать свою невесту, то она сохранит для него привлекательность и после заключения брака.

4. Даже если обручение (кидушин) уже состоялось, но будущие супруги еще не обвенчаны под хулой, половая близость между ними может принести вред: "Невеста запрещена своему мужу, как будто она нида (в состоянии нечистоты в период менструаций), вплоть до произнесения благословений на брачной церемонии". Именно благословения, произнесенные на брачной церемонии, придают союзу молодоженов неоценимую, ни с чем не сравнимую святость. Прочность супружеских уз, что является главным условием такой святости, обеспечивает ктуба, брачный контракт, по которому муж берет на себя финансовые обязательства в отношении жены.

На самом деле вопрос стоит еще серьезнее. Все то, о чем говорилось до сих пор весьма актуально, даже если не действуют запреты на прелюбодеяние и половую связь в период нида. Когда же эти факторы присутствуют (обсуждаемая проблема возникает обычно именно в таких случаях), опасность значительно усугубляется, ибо в Торе сказано, что нарушители "будут отсечены от своего народа".

Психолог, поощряющий вседозволенность, игнорирует все эти проблемы. Впрочем, не исключено, что его рекомендации вызваны отсутствием других вариантов. Но тогда он должен считаться с печальными результатами своей стратегии: распадом института семьи, ростом числа разводов. Все это пагубно отражается на следующем поколении, о чем свидетельствуют взрыв детской преступности, рост потребления наркотиков (со всеми сопутствующими явлениями) и прочее. У нас есть собственная традиция, оправдавшая себя на протяжение тысячелетий. Давайте рассмотрим те решения, которые предлагает Тора.

Решения, предлагаемые Торой

Полного и верного решения, обеспечивающего гармонию с природой человека, мы достигнем лишь в том случае, если направим половое влечение к его истинной цели - созданию глубоко личного, прочного и долговременного союза посредством брака. На это указывали наши мудрецы, говоря: "В восемнадцать - хула (женитьба)" (трактат Авот, 5:21). Если не следовать их указанию, трудно найти всеобъемлющее решение проблеме моральной деградации. Мудрецы предупреждали: тот, кто не женился к двадцати годам, "проводит все дни свои в греховных фантазиях" (трактат Кидушин). Однако естественное, идеальное решение не всегда бывает достижимо. Тогда необходимы дополнительные решения, которые тоже выводятся на основе Торы. Мы обсудим их в этой главе.

Помимо ранних браков, Тора рекомендует нам решать проблему полового влечения двумя путями: избегать напрасного (т.е. приносящего разочарование) возбуждения и направлять свою энергию в альтернативное русло.

Провокативная стимуляция полового влечения

Чтобы понять последствия напрасной стимуляции влечения, давайте вначале рассмотрим мнение психологов. Торможение влечения происходит, главным образом, после того, как происходит возбуждение, и оно не реализуется. Именно от этой опасности Тора пытается защитить нас.

Она предостерегает нас от неудовлетворенной стимуляции двумя путями.

Первый путь. Тора заповедует нам: "Не приближайтесь к запрещенной женщине" (Ваикра, 18:6).

В этом предостережении высказан запрет на любое сближение, которое может привести к запретным интимным отношениям. В книге "Сефер гахинух" сказано: "Мы не должны искать удовлетворения ни в одной из запрещенных связей, будь то с близкими родственниками или замужними женщинами, даже при отсутствии прямого полового акта, как сказано: "Не приближайтесь, чтобы открыть наготу"... Тем самым запрещено всякое интимное действие, которое ведет человека к аморальности. (Здесь имеется в виду чувственное прикосновение, вызывающее вожделение.)

Рамбам пишет, что нельзя даже просто ради удовольствия смотреть на женщин, запрещенных нам Торой (даже если такое нарушение не влечет за собой карет - отсечение души).

Изучая эту мицву, мы видим, что она служит "оградой" для защиты от более тяжкого прегрешения. Мудрецы учат нас: "Какую ограду поставила Тора, чтобы защитить свои слова? - Записано: "Не приближайся к женщине во время ее менструальной нечистоты". Здесь требуется разъяснение. Тора, как правило, выносит только абсолютные запреты, а установку различных оград и барьеров оставляет на усмотрение мудрецов. Если же Тора сама ставит ограды вокруг закона о запрещенных отношениях, это должно означать, что "приближение" к запрещенным отношениям с вожделенным настроем приносит абсолютный вред, независимо от последствий. Такая близость возбуждает влечение (если оно не было подавлено раньше), в результате чего неизбежен один из двух видов ущерба - либо мужчина сдерживает себя, тормозит свое влечение, либо уступает вожделению и тем самым губит свою душу. В любом варианте совершается зло. Таким образом, этот вид близости абсолютно губителен. Поэтому сама Тора устанавливает для нас "ограду". Второй путь. Половое влечение можно пробудить не только прямым физическим контактом. Если только смотреть на женщину, это тоже сильно возбуждает: "Лучше зримое глазами, чем то, к чему влечет душа". По мнению современных психологов, мощным средством возбуждения является и воображение. Эти два средства также категорически запрещены Торой. Мудрецы говорят, что фраза "Берегись всего дурного" (Дварим, 23:10) .. означает, "что человек не должен смотреть на [чужую] женщину" и что "нельзя предаваться распутным мыслям в течение дня и подходить к нечистоте ночью". Глубоко постигнув суть проблемы, они объясняют, что "мысли о грехе хуже греха, и знак этого - запах мяса". (Неужели физиолог И.П.Павлов опирался на Талмуд? Проводя свои знаменитые эксперименты с подавлением рефлексов, он давал собакам нюхать мясо, стимулируя у них выделение пищеварительных соков, и затем, не оправдывая их ожидания, подавлял рефлекс.) Таким образом, стимуляция ведет в лучшем случае к разочарованию и торможению, нанося вред здоровому функционированию полового влечения, а в худшем случае - к гораздо более тяжелым последствиям. Именно теперь, когда нас со всех сторон одолевают соблазны, требуется особая бдительность, чтобы избежать срыва. В эту категорию входят книги, газеты и другие средства массовой информации, а также люди, которых мы встречаем на улице и на работе. Если мы будем всегда помнить о подстерегающих нас опасностях, как психологических, так и моральных, то несомненно сумеем преодолеть соблазны.

Некоторые считают, что недостаток возбудителей подрывает половое влечение и снижает потенцию. Это неверно. Талмуд учит, что воздержание, наоборот, полезно: "У человека маленький орган. Насыщаешь его -он голодает. Моришь его голодом - и он насыщается" (трактат Сука). Подлинный вред приносит, в первую очередь, возбуждение с последующим разочарованием. Тора пытается защитить нас от этой опасности с помощью заповедей, которые мы только что обсудили.

Другим средством защиты от такого возбуждения является скромность, которую должны проявлять, в первую очередь, женщины. Женщина должна помнить о том, что ее вид легко возбуждает мужчину. Поэтому ее обязанностью является не давать повода для подобного возбуждения; в противном случае она нарушает запрет Торы, сформулированный в указании: "Перед слепым не ставь преграды" (Ваикра, 19:14).

Великий амора (мудрец периода составления Талмуда) раби Йоханан говорил, что научился бояться греха у одной девушки. Он подслушал ее молитву: она просила Всевышнего не делать ее причиной грехопадения мужчины (трактат Сота).

Особые требования в части скромности предъявляются к замужней женщине. Она должна наряжаться и украшать себя, чтобы нравиться своему мужу. (В специальном постановлении Эзры предусмотрено обеспечивать женщин запасом косметики именно для этой цели.) Но привлекать она должна только мужа. Вне дома ей надо скрывать свою красоту и обаяние.

Как направлять энергию в нужное русло

Сохранить здоровое влечение можно еще одним способом, который мы учим из Торы.

Сказано в Мишне: "Хорошо сочетать занятие Торой с ремеслом - ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха" (Авот, 2:2). Комментаторы объясняют, что человек, поглощенный изучением Торы и работой, тратит много энергии и тем самым притупляет свое половое влечение. Через несколько веков то же самое явление было открыто психологами. Они пишут, что напряженная умственная и физическая деятельность способствуют оттоку избыточной энергии от влечения к противоположному полу. Мудрецы советуют, в частности: "Если этот негодяй [стремление к плохому] преследует тебя, затащи его в Дом учения. Если это камень, он смягчится [подобно утесу, который постепенно размывается водой, символизирующей Тору]. Если это железо, оно взорвется [от огня Торы]". Будучи "приправой" к дурному влечению, изучение Торы особенно эффективно смягчает и облагораживает его. Сами усилия, прилагаемые в учебе, в сочетании с постигаемой мудростью Торы и улучшением поведения на основе ее законов спасают человека от соблазнов йецера. "Беспутные мысли усиливаются только в сердце, лишенном мудрости [Торы]".

Внутренняя гармония

Для современного человека главное в жизни - стремление к счастью, которое определяется обычно как сочетание высокого положения в обществе, денег, почестей, дружбы и прочих благ. Каждый из нас имеет собственное представление о счастье. Но в конечном счете, единственное подлинное счастье - это состояние удовлетворенности, когда человек доволен своими обстоятельствами, и в первую очередь, своим поведением и характером, ибо такой человек живет в согласии с самим собой. Подобного состояния можно достичь путем самоосвящения, целиком отдавшись служению одной высокой цели, не разбрасываясь на пустяки и не мучаясь внутренними противоречиями. Указывая путь к такому освящению, которое дарует человеку внутреннюю гармонию, мудрецы писали: "Там, где видишь ограду от разврата, там найдешь и святость". Не давая себе распускаться, человек учится контролировать себя и все свои желания. Очевидно, что умение владеть самыми сильными побуждениями распространяется и на другие желания; человек становится хозяином своего тела. Такая власть над собой вовсе не означает подавление личных влечений: мы защищаем себя, с одной стороны, от бессмысленной траты сил и с другой - от разочарований. Чтобы достичь этого, надо отказаться от запрещенных контактов и следовать наставлениям наших мудрецов.

Отсюда ясно, почему именно в Йом-Кипур мы читаем отрывок из Торы, перечисляющий запрещенные связи; ведь именно этот день посвящен духовному очищению.

Еще один парадокс: главную роль в храмовой службе Судного дня играют первосвященник, обязательно женатый, и чтение Торы на тему запрещенных отношений. На самом деле это две стороны одной медали; освященные брачные отношения гармонично сочетаются с воздержанием от внебрачных связей. Такую же параллель мы находим в словах из книги Ваикра (20:7): "Освящайте же себя и будьте святы".

Раби Овадья Сфорно поясняет: "Освящайте же себя - воздерживаясь от запрещенных связей. И будьте святы - чтобы ваши потомки удостоились получить Б-жественное присутствие". Здесь мы снова видим две стороны одной медали. Чтобы достигнуть святости, надо учитывать обе эти стороны.

Потенциал совершенствования огромен, но для его реализации требуются постоянные усилия как в воздержании, так и в страсти. Владение собственными желаниями должно сочетаться с преданной любовью к своему брачному партнеру.

Следуя указаниям Торы и воздерживаясь от случайных прикосновений, взглядов и фантазий, мы благополучно избежим чрезмерного возбуждения страстей. Сэкономленная таким образом энергия будет направлена в конструктивное русло, а именно - на изучение Торы и полезный труд. В случае успеха нас ждут многочисленные дивиденды:

1. Мы защитим свое половое влечение, сохраним его до нужного времени.

2. Тем самым мы создадим одну из важнейших гарантий крепости семейных отношений.

3. Мы избавим свою душу от большой опасности и избежим нарушения строжайших запретов.

4. Мы не будем растрачивать наши эмоциональные силы на изнурительные бои.

5. Вместо этих боев мы насладимся внутренним покоем, душевным равновесием и внутренней гармонией, заложив тем самым прочный фундамент для благословенной и счастливой жизни.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел иудаизм












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.