Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Леви И. Беседы об иудаизме

Принимая вызов эпохи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ V . ТОРА И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ, ТЕХНИКИ И МЕДИЦИНЫ

Лекция 5. Б-жественное провидение или усилия человека?

Тема, изученная нами в предыдущей лекции, позволяет лучше понять основополагающую концепцию гашгаха пратит (особое Б-жественное провидение), согласно которой Б-г определяет все, что происходит с каждым из нас. На первый взгляд, эта концепция противоречит таким талмудическим правилам, как "Нельзя полагаться на чудеса", и обязанности гиштадлут (прилагать усилия), которые учат нас брать инициативу в свои руки и решительно действовать. Если мы проявляем пассивность, то несем полную ответственность за результаты в зависимости от того, что именно Всевышний планировал для нас.

Здесь как раз и возникает главная трудность. Если все предопределено, зачем вообще стараться? Зачем проявлять осторожность при переходе через улицу, зачем ходить к врачу? В конце концов, если кому-то суждено умереть, то никакая осторожность и никакой врач не помогут. А если его время еще не пришло, то ничего с ним не может случиться. В действительности все, конечно, обстоит по-другому. Сама Тора повелевает нам: "И пусть он полностью вылечит его" (Шмот, 21:19):

это значит, что мы должны лечиться. Нам заповедано также быть осторожными и внимательными, как сказано: "Не вноси кровь (не оставляй опасных предметов) в доме своем" (Дварим, 22:8).

Тора даже требует от нас в случае необходимости нарушить шаббат ради спасения человеческой жизни.

Перечисленные положения как будто противоречат концепции гашгаха пратит. Чтобы решить проблему, рассмотрим вначале данную концепцию.

Особое Б-жественное провидение - Его прямая забота о каждом человеке - представляет собой чрезвычайно важную идею в философии иудаизма. Она основана на вере, что Б-г все знает и контролирует все, что происходит в мире. Пророк Иермиягу говорил: "Глаза твои обозревают все пути людей, чтобы воздать каждому по путям его и по плодам деяний его" (32:19).

На самом деле, вера в то, что Б-г всеведущ, пронизывает всю еврейскую религиозную литературу. Эта вера, равно как и идея, что все в мире (кроме действий, совершаемых нами по свободному выбору) происходит по воле Б-га, убеждают нас, что каждый человек находится под личной опекой Всевышнего, в соответствии с положением Рамбама: 'Человек даже палец не порежет себе без решения Свыше". Но наряду с этим принципом мы находим в работах древних мыслителей важную оговорку: только самые великие праведники, каждый в соответствии с уровнем своей праведности, удостаиваются особого Б-жественного провидения. Как примирить это мнение, что только выдающиеся личности заслуживают персонального провидения от Б-га, с непоколебимой верой в определяющую роль Творца во всем происходящем?

Это противоречие легко устранить, если обратиться к предыдущей лекции, где говорилось о том, как Б-г управляет миром. Да, за всем происходящим стоит Творец, но образ Его действий определяется также Его желанием управлять миром в соответствии с детерминированными и неизменными законами природы. В целом, именно эти законы, а не права и потребности человека, побуждают Всевышнего к действиям. Однако в отдельных случаях индивидуальные права и обязанности тоже влияют на ход событий; когда это происходит, мы говорим об особом Б-жественном провидении (Гашгаха пратит). Отсюда следует, что Б-жественное провидение действительно распространяется на все в этом мире. "Над каждой травинкой стоит ангел и говорит ей: "Расти!" В то же время особое провидение, гашгаха пратит в узком смысле этого понятия, существует только для праведников; только с ними Б-г устанавливает тесный "личный" контакт.

Те ранние авторитеты, которые утверждали, что только праведники удостаиваются особого Б-жественного провидения, не объясняли почему так происходит. На первый взгляд, может показаться, что такое внимание -это естественная награда человеку за его праведность. Существует, однако, мнение, что в этом мире награды за мицвот не выдаются. Поэтому нам придется поискать другое объяснение этому особому контакту. Возможно, что праведные люди, чьи поступки мотивированы любовью к Б-гу, достигают такого уровня, на котором их воля сливается с волей Творца. Поэтому Он желает им успеха и оказывает им прямое содействие, а истинную награду приберегает для них в Мире Грядущем. Особой опеки Всевышнего удостаивается, в первую очередь, еврейский народ, назначенный Его посланником в этом мире. Неудивительно поэтому, что тот, чьи действия совершаются во имя Б-га, на благо евреев и всего человечества, кто отдает все силы высшим целям, удостаивается Б-жественной помощи в "гибких" рамках, допускаемых законами природы. Если взять за основу этот вы-

вод, то получается, что каждый из нас может заслужить Гашгаха пратит в той степени, в какой его цели совпадают с целями Всевышнего. Вот почему люди, действующие на благо общества и "во имя небес", получают непосредственную помощь от Б-га. Таково значение известного положения из трактата Авот (2:2): "Все, кто трудится на благо общества, пусть делают это во имя небес, ибо им в помощь заслуги предков [всей общины] ...[И хотя их успех становится результатом этой помощи, их награда не уменьшается], и Я уготовлю им великую награду, как если бы они это сделали [только своими личными усилиями]." Эти "заслуги предков" - одна из благороднейших целей, стоящих перед Б-гом избранным народом, та цель, которую евреи унаследовали от своих отцов.

Приведем теперь ряд примеров, показывающих, как Гашгаха пратит функционирует в рамках законов природы. Надо помнить, что это лишь условные примеры, иллюстрирующие конкретное теоретическое положение.

По закону природы тело, содержащее восемьдесят миллиардов атомов радия, выделяет в среднем одну альфа-частицу в секунду. Направление движения этой частицы совершенно произвольно. По воле Всевышнего этот произвольный процесс совершается в равномерном темпе. Допустим, Б-г хочет, чтобы в голове какого-то человека возникла некая мысль. Для этого в определенной точке мозга этого человека должно произойти движение электрических зарядов. Б-г вполне способен вызвать такое движение, например, заставив упомянутую частицу двигаться в нужном направлении. Это и будет Гашгаха пратит.

Еще один пример. Скончался 95-летний человек. В обычных условиях мы решим, что это произошло так как, согласно законам природы одна треть всех людей данного возраста умирает в течение года. Если бы он остался жив, мы могли бы привести другой аргумент: две трети людей этого возраста живут больше года. Но в некоторых случаях такой человек не умирает из-за того, что ему предстоит выполнить в этом мире какую-то важную задачу (возможно, неизвестную нам, или он будет выполнять ее не прямым, а косвенным образом), и поэтому Б-г хочет, чтобы он жил. Если это так, то мы имеем дело с примером Б-жественного вмешательства в естественный ход событий. Это и есть гашгаха пратит, о которой вышеупомянутые комментаторы говорили, что она зарезервирована для особо выдающихся людей.

Мы уже видели, что такое вмешательство вовсе не требует нарушения законов природы. Если это редкий случай, его статистические последствия будут ничтожно малы, практически сведены к нулю, и поэтому он не будет считаться отклонением от естественного порядка вещей. Кроме того, роль такого случая в общей статистической картине можно вообще упразднить самым элементарным способом: достаточно лишь сравнить его с каким-то другим случаем, подтверждающим противоположную тенденцию. На каждого 95-летнего человека, продолжающего жить, можно найти другого человека, его ровесника, который умер и тем самым сбалансировал статистические данные. На такую возможность намекает Талмуд в следующей истории: "Однажды ангел смерти отправил своего посланника с заданием привести к нему парикмахершу Мирьям. Но вместо нее тот привел детскую медсестру Мирьям. Ангел смерти сделал выговор посланнику; тот захотел исправить оплошность: вернуть к жизни медсестру Мирьям. Но ангел смерти сказал ему: "Раз ты уж привел ее, то пусть она останется, чтобы заполнить квоту".

Другими словами, определенное количество людей должно сейчас умереть, и она может войти в их число.

Рассказ продолжается: "Спросил ангел смерти: "Как тебе удалось забрать ее? Ведь ее время еще не пришло". Посланник ответил, что когда он пришел, она небрежно топила печь и сама оказалась в опасной ситуации". Из этой истории можно вывести два принципа: а. Ангел смерти придерживается определенной квоты, т.е. стремится обеспечить статистический баланс. Далее Талмуд сообщает: ангел смерти объяснил, что годы жизни, потерянные одним человеком, были добавлены к жизни мудреца, который умело контролировал свои эмоции;

б. Если человек ставит себя в опасное положение, предоставляя тем самым шанс ангелу смерти, он может умереть, даже если его время покинуть этот мир еще не пришло, как сказано в Мишлей (13:23): "Иногда смерть приходит без суда".

Отсюда можно сделать вывод: все происходящее с нами входит в намерение Б-га; но особое Б-жественное провидение, гашгаха пратит, в узком смысле этого значения распространяется только на те случаи, которые происходят с некоторыми "избранными" людьми, неся в себе специальное выражение воли Творца.

По тем же правилам Б-жественное провидение действует и на национальном уровне. Нас учили, что судьба других народов определяется исключительно естественными причинами и лишь судьбой евреев управляет непосредственно Всевышний. Это можно объяснить с помощью тех же аргументов, которые мы только что сформулировали. Поскольку народ Израиля несет особую историческую миссию, Б-г проявляет особый интерес к его судьбе и направляет историю в русле "принципа неопределенности".

Гиштадлут (усилие) - это образ поведения, учитывающий законы природы; он считается одной из главных концепций Торы. Поэтому вызывает удивление тот факт, что этот термин ни разу не упоминается в таком смысле ни в талмудической литературе, ни в высказываниях мудрецов прошлого. Рассмотренные здесь идеи помогут нам решить эту загадку. Повседневный опыт и здравый смысл учат, что мир функционирует в соответствии с законами природы. Для этого не требуются специальные разъяснения. Оно очевидно. С другой стороны, необходим специальный термин для объяснения того факта, что есть ситуации, когда Б-г непосредственно вмешивается в происходящее и направляет цепь событий в том или ином направлении. Это и есть Гашгаха пратит, о которой говорили мудрецы прошлого.

Остается выяснить еще один вопрос. Если Б-г управляет миром преимущественно по законам природы, то как люди, хорошие и плохие, получают Его справедливое воздаяние? Ответ прост: значительную часть поощрений и наказаний Б-г приберегает для нас в Мире Грядущем. Некоторые авторитеты утверждают даже, что "за выполнение мицвот нет награды в этом мире". Отсюда следует, что Б-гу нет необходимости вмешиваться в события и процессы этого мира; иначе Он не мог бы справедливо распределять награды и кары. Рамбам подробно рассматривает эту тему. Он объясняет: правило, гласящее, что нет награды в этом мире за выполнение заповедей, относится только к поощрениям и наказаниям как таковым. Тем не менее, Б-г благословляет тех, кто творит добро, позволяя им продолжать эту деятельность. В подтверждение своих слов Рамбам приводит конкретные примеры. Его выводы совпадают с нашими предыдущими рассуждениями: особые заслуги праведника побуждают Б-га вмешиваться в естественный ход событий, как правило, в рамках законов природы.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел иудаизм











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.